Черты жизненной правды

Опубликовано Янв 28, 2015 в Будущее за нами

Задуманный балетмейстером образ в исполнении Васильева обретает черты жизненной правды, чувства, выраженные в труднейшем танце, всегда предельно искренни: это и безудержная смелость Спартака в сценах битв, и нежнейший лиризм в его дуэтах с Фригией, и задорное своеволие Принца в «Золушке», торжество классической техники в «Дон Кихоте», жестокость психически неуравновешенного царя Ивана Грозного и многое, многое другое.

Но каким огромным неустанным трудом дается все это! Надо видеть, как долго и упорно отрабатывает артист со своей неизменной партнершей и женой Катюшей Максимовой каждое движение, каждую позу, едва заметные детали жестов и мимики, из которых складывается их танец. Поэтому совершенство этого дуэта можно лишь сравнить с совершенством дуэта Улановой и Сергеева в прошлом. Те, кому довелось работать с этой нарой в тридцатых годах, помнят, с каким упорством, не жалея сил и не обращая внимания на время, трудились они, стараясь приблизиться к идеалу.

Говоря о Васильеве, невозможно не сказать о той замечательной плеяде артистов балета Большого театра, которая вместе с ним несет на себе весь репертуар. Мужской состав в настоящее время особенно сильный. Михаил Лавровский — яркая индивидуальность. Живой, порывистый, с истинно кавказским темпераментом исполняет он свои партии. Миша стал достойным продолжателем дела отца — одного из виднейших советских балетмейстеров Л. М. Лавровского, и матери — солистки балета Е. Г. Чикваидзе. Им обоим он обязан своими успехами. Еще в училище Елена Георгиевна помогала сыну как можно полнее освоить все трудности классического танца, и до сих пор она первая его помощница и советчица.

Превосходным танцовщиком-актером я должен назвать Мариса Лиепу. Достаточно вспомнить его исполнение роли Красса в «Спартаке», чтобы в этом убедиться. Мы видим властного, самонадеянного римского полководца, великолепного в ореоле боевой славы. Но каким жалким и трусливым он предстает перед нами, когда оказывается один среди восставших соратников Спартака. Редко кто из артистов балета достигает такой силы выразительности, и здесь он вполне равный партнер Васильева — Спартака. Каждая роль Лиепы — это танец в образе.

Конечно, этими тремя именами не ограничивается созвездие талантов мужского состава балета Большого театра. Молодые танцовщики Вячеслав Гордеев, Борис Акимов, Александр Богатырев, Михаил Цивнн — гордость балета наших дней.

Вопреки установившемуся правилу ставить на первый план балерину, я начал с мужчин. Да простят мне зто наши чудесные танцовщицы, их мастерство тоже поистине великолепно.

Марина Кондратьева и Нина Тимофеева относятся к старшему поколению наших балерин. Я с большим теплом относился всегда к дарованию Марины еще с тех пор, когда она обучалась в школе. В первый же год ее работы в Большом театре я поручил ей партию Золушки. Руководство не верило в ее возможности ведущей танцовщицы, но я настоял на своем, и она вполне оправдала ожидания. Это чудесная артистка, ведущая весь лирический репертуар.

Уроки форро и мастер-классы от звёзд