Комната под самой крышей театра

Опубликовано Фев 11, 2015 в Академия танца

Переодевались воспитанники в отведенной им уборной под самой крышей театра, куда приходилось взбегать по высокой лестнице. Это была очень длинная и неуютная комната.

Рядом находилась уборная статистов — участников всех массовых сцен в операх и балетах. Вот там я и познакомился с двумя высоченными статистами, которым поручалось изображать кавалергардов в «Пиковой даме», охрану египетского фараона в «Дочери фараона» и «Аиде». Кто мог тогда подумать, что один из них — Коля Черкасов — станет великим артистом театра и кино, а второй — Женя Мравинский — знаменитым дирижером. Оба они были влюблены в балет, Черкасов даже играл Злого гения в «Лебедином озере», поставленном в одной из петроградских студий, постоянно общались с артистической молодежью и с нами — воспитанниками училища. Кроме работы в театре, Мравинский аккомпанировал в классах В. И. Пономарева и В. А. Семенова.

Такое общение с хореографическим искусством позволило ему впоследствии стать превосходным балетным дирижером. и свой первый балет на сцене театра имени Кирова (бывшего Мариинского) «Бахчисарайский фонтана я ставил вместе с Мравинским. Работа эта принесла нам обоим большое творческое удовлетворение.

Случалось, что школьники были заняты в массовых сценах первого, а затем последнего актов, и нам приходилось коротать время в своей уборной. Тогда воспитатели непременно нам что-нибудь рассказывали. Особенно любили мы слушать Ивана Степановича Петрова* происходившего из демократической прослойки русской учительской интеллигенции. Он разговаривал с нами как со взрослыми, не сюсюкал и не давал понять, что мы еще несмышленыши. Наоборот, старался своими интереснейшими беседами подтянуть нас в понимании различных жизненных проблем к уровню взрослых.

Мы, мальчишки, очень любили забираться в театральный гардероб. Каких только костюмов там не было! Некоторые из них висели уже многие годы, так как спектакли, для которых были сшиты, давно сошли с репертуара. Перед нашими глазами как бы проходили разные эпохи, начиная с Древнего Египта    («Дочь    фараона», «Египетские ночи», «Аида»), Греции (фокипские балеты), средневековые рыцарские костюмы («Раймонда»), Древней Руси («Князь Игорь», «Руслан и Людмила»), боярские костюмы «Хованщины», «Бориса Годунова».