Нечто обязательное и незыблемое

Опубликовано Мар 8, 2015 в Кому в жизни везет

Внимательно наблюдая за тем, что происходило на сцене и в репетиционном зале, я поначалу воспринимал все как нечто обязательное и незыблемое, стараясь воспринять от старших то несравненное мастерство, которым они владели. Затем иод влиянием виденных экспериментов Ф. Лопухова и Г. Баланчивадзе, режиссерских «новаторств» в драме, модных в 20-е годы, с обилием станков, кубов, даже веревок и канатов, заменяющих реалистические декорации (а то и просто голой сцены), я также думал, что в балете обязательно должно быть что-то новое. Но что именно?

Грезились какие-то замысловатые телосплетения, причудливые композиции (которые, к слову сказать, теперь частенько вижу на балетной сцене, применяемые безо всякого смысла и видимой надобности). Много думал о форме будущего спектакля и очень мало о том, что форма не может, нс должна возникать из пустоты, а обязательно рождаться содержанием. В то время не только в балете, но и в поэзии авторы изощрялись в придумывании самодовлеющей формы, и это не могло нс отразиться на нашем искусстве.

Но после того, как волею судьбы мне посчастливилось окунуться в повседневную жизнь, поездить по разным городам и рабочим поселкам, увидеть, как живет наш народ, к чему стремится, мне показалось, что наше искусство никак нс отражает эту кипучую жизнь, глубокие человеческие переживания, а как бы замкнулось в какую-то свою скорлупу. Тогда я понял, что балет, как и любой драматический или оперный спектакль, должен быть глубоко содержательным, понятным без прочтения либретто.

Действие должно строиться так, чтобы сюжет развивался логично и последовательно, чтобы герои обладали живыми человеческими характерами, развивающимися на протяжении спектакля в процессе их взаимодействия, столкновений, приводящих к конфликту. Я пришел к выводу: поскольку балет — это театр, а театр — общественная трибуна, с высоты которой людям рассказывается о них самих, о том, что в их жизни прекрасно или жестоко, рассказывается о многообразии внутреннего мира человека, побуждающего его к тем или иным поступкам, то и балет не имеет права стоять в стороне от жизни.

Он с помощью имеющихся в его распоряжении выразительных средств — танцевального движения и музыкально-ритмической пантомимы может достигнуть пе меньших результатов. Значит, в центре спектакля должен стоять нс развлекательный дивертисмент, к которому мы так привыкли, а человек в конкретной атмосфере его бытия, где он мыслит, совершает поступки, творит. На этом основана драматургия всякого сценического произведения, без этого нс может быть и балетного спектакля.

Организация прямых чартерных рейсов в Болгарию