Необыкновенные игры

Опубликовано Янв 28, 2015 в Соль земли

Дождь сменялся, мокрым снегом, а жизнь моя не менялась. Целыми днями я просиживал дома. Играл сам с собою и, дав волю фантазии, придумывал необыкновенные игры.

То я был капитаном корабля и спасал терпящих бедствие людей, сам бросаясь в воду и плывя им на помощь; то участвовал в сражениях, о которых уже много слышал от взрослых, стрелял из ружья, командовал, ведя за собою полки, скакал верхом на стуле. Вынужденный таким образом фантазировать в своих детских играх, я, видимо, бессознательно развивал свое воображение, которое в дальнейшем мне так пригодилось.

И теперь, беседуя со студентами — будущими балетмейстерами, — я не перестаю повторять, что способность фантазировать бывает не только врожденная, ее можно и нужно развивать, и лучше с детских лет, как мы развиваем для танца мышцы. Здесь тоже необходима тренировка. Такой тренировкой тогда и были мои детские игры, когда комод превращался в корабль, стул — в коня, а палка и самоварная труба становились ружьем и пушкой.

Помнится, в 1915 году отец повел меня на симфонический концерт. Дирижировал всемирно известный уже тогда вундеркинд Вилли Ферреро. Этот крошечный дирижер с огромным темпераментом управлял оркестром, музыканты которого годились ему в деды. Одет он был в черный бархатный костюмчик, с короткими штанишками и белым воротником. Можно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвело на меня его выступление. Мама тут же сшила мне такой же бархатный костюмчик, купила беленькие туфельки и чулочки, как у Вилли Ферреро. Я стал еще больше бредить музыкой, и отец отвел меня к знаменитому профессору Ауэру. У рояля он проверил мой слух, ритм и сказал:

«У вашего малыша есть способности, он музыкален», — после чего я стал брать уроки игры на скрипке у его ассистента. Сам профессор время от времени меня прослушивал и делал свои указания. К сожалению, мне так и не довелось завершить обучение.

Кресло плетеное из лозы