Огромное волнение

Опубликовано Мар 8, 2015 в О пользе знаний

С огромным волнением переступаю порог здания Института сценических искусств (ныне Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии), в который так стремился попасть и где надеялся узнать решительно все о профессии режиссера.

Да, тогда казалось, что есть какой-то определенный объем необходимых знаний, которые надо постичь, и тогда все сложности будут позади. Замечу, что и теперь, когда прошло столько лет, когда остались далеко позади курсы учебных заведений и накоплен большой жизненный опыт, понимаешь, как мало еще знаю, как необходимо ежедневно, ежечасно пополнять свой научный багаж. Я убежден, что учиться не поздно никогда. Мало того, если я перестану узнавать новое, то неизбежно покачусь назад и не буду способен передавать свои знания ученикам.

Нам, курсу набора 1929 года, очень повезло с педагогами. С чувством огромной благодарности, даже гордости вспоминаю тех, у кого учился, кто с великой душевной щедростью делился с нами своими знаниями. Люди это были одаренные и очень разные. Мастером, ведущим основной предмет — режиссуру, был Владимир Николаевич Соловьев, работавший одновременно режиссером бывшего Александрийского театра. Во многих справочниках и книгах говорится, что Захаров — ученик Радлова.

Должен сделать небольшую поправку: действительно, долгое время мне пришлось работать с С. Э. Радловым в его «Молодом театре» и в ГАТОБе, поэтому я имел возможность познакомиться с его методом режиссуры как в драме, так и в опере и многое у него усвоить, а впоследствии применить в собственной практике, но со дня поступления в институт и до его окончания был студентом В. Н. Соловьева.

Мы очень любили и уважали своего педагога. Соловьев был человеком немногословным, говорил нервно, отрывисто, часто метафорой, дополняя речь мимикой. Он никогда нам не разжевывал материал п не пытался дать готовые формулы, а старался навести на самостоятельное решение поставленной задачи.