«Остров фантазии»

Опубликовано Мар 8, 2015 в Найти себя

И вот в поисках ее я остановился на клавире неизвестного тогда одноактного балета композитора Шеффера «Остров фантазии». Из прослушивания музыки родился такой сюжет: на море разыгрывается буря. На сцену, изображающую необитаемый остров, выбрасываются ящики, бочки, доски, спасательные круги, а затем ползком выбираются из воды спасшиеся моряки. Это старый капитан и несколько матросов. Измученные люди тут же падают на землю и засыпают.

Капитан видит сон. Остров населен сказочными существами. Танцуют гномики, бабочки, лесные нимфы, среди которых выделяется Мечта, в которую он тут же влюбляется, но замечает, что опа явно отдает предпочтение красивому матросу Бобу. Мечта танцует с Бобом и не обращает внимания па Капитана. Он возмущен. Выходит на середину сцены и, передразнивая нимф, встает в смешные позы, как бы говоря: разве это танцы? Вот как надо танцевать! И исполняет морской танец «матлет». Мечта же с Бобом куда-то исчезают. Капитан бросается их искать, мечется по сцене, по тщетно. Эпилог: все матросы спят. Капитан с удивлением смотрит па них. Наконец принимается трясти Боба, требуя сказать, куда он девал Мечту. Боб долго пе может понять, что от него хотят. А Капитал, придя в себя, видит вокруг пустынный остров, море и догадывается, что все происшедшее с ним было лишь сном.

Вот эта незатейливая история и стала моим первым самостоятельным балетом. Студенты наши еще не были в состоянии танцевать ведущие роли, и мы, педагоги М. Смирнова, А. Гудов и я, исполнили их сами. Приступив к постановке, я нашел в клавире неплохую музыку для танцев бабочек, гномиков, нимф и матросов. Балет получился совсем «настоящий». К тому же из театра были приглашены 16 человек музыкантов, и дирижировал этим оркестром молоденький студент консерватории Женя Шехтман. Это был его дирижерский дебют, а впоследствии он стал штатным дирижером киевского театра.

И вот объявлена премьера: балет «Сон моряка» и дивертисмент. По городу висят настоящие афиши, расклеенные самими учениками. Успех спектакля превзошел все ожидания, ничего подобного не затевала еще ни одна студия, да и уровень исполнения оказался вполне профессиональным, так как танцы для студентов были поставлены технически несложные, главным образом на смене интересных танцевальных рисунков и групп. Па-де-де вышло достаточно красиво и технично. Некоторые танцы исполнителям пришлось повторять дважды.

Окрыленные первым успехом, мы решили осуществить еще несколько новых постановок: программу, состоящую из «Вальпургиевой ночи» из оперы «Фауст», «Половецких плясок» из «Князя Игоря» и небольшого дивертисмента, а затем и двухактный балет Дриго «Арлекинада». Хореографию всю я сочинял сам. В этих спектаклях участвовали уже только ученики, сделавшие к тому времени значительные успехи, и вполне справились с ответственными ролями.