Профессиональные знания

Опубликовано Фев 11, 2015 в Академия танца

Но больше всего я благодарен тем, кто дал нам профессиональные знания. Первым моим преподавателем классического танца был Христиан Христианович Кристерсон (впоследствии он стал преподавать бальный танец в Ленинградском институте сценических искусств, и я, когда поступил туда на режиссерский факультет, стал снова его учеником). В последующие два года наш класс вел Александр Александрович Матятин, а заменял его часто Александр Иванович Чекрыгин.

Когда же настала пора переходить в старшие классы, мы попали к замечательному педагогу Владимиру Ивановичу Нономареву, который в области мужского танца сделал ничуть не меньше, чем Агриппина Яковлевна Ваганова в области женского. Достаточно вспомнить воспитанных Пономаревым знаменитых советских танцовщиков — Алексея Ермолаева, Вахтанга Чабукиани, Константина Сергеева, Николая Зубковского, ставших прекрасными педагогами — продолжателями дела своего учителя — Александра Пушкина, Алексея Писарева, Семена Каплана, а также балетмейстеров Леонида Лавровского, Леонида Якобсона и других.

Почему менялись у нас педагоги? Потому что среди них, как тогда, так и теперь, есть специалисты, умеющие «ставить» малышей, то есть безукоризненно правильно заложить основные правила классического танца, чтобы следующему педагогу не пришлось доучивать, а то и переучивать учеников. В средних классах укрепляются и развиваются мышцы ног и корпуса подростков, они приучаются к координации движений рук и ног, подготавливаются к преодолению тех трудностей, которые ждут их в старших классах. Преподавателями старших и выпускных классов являются по большей части крупнейшие мастера, сами исполнявшие в театре ведущие или ответственные сольные партии. Свой богатый творческий опыт они и передают молодым поколениям.

Так, в мое время в училище преподавали, кроме Вагановой и Пономарева, Виктор Александрович Семенов — замечательный артист, танец которого отличался необычайной легкостью и красотой, Леонид Сергеевич Леонтьев, Леонид Семенович Петров, Мария Федоровна Романова — мать Галины Улановой, Евгения Петровна Снеткова и другие. Педагогами характерного танца были Александр Викторович Ширяев, Андрей Васильевич Лопухов, Александр Михайлович Монахов, мимику, то есть старую условную балетную пантомиму, преподавал брат известной балерины Матильды Кшесинской Иосиф Феликсович Кшесинский.

Всех этих мастеров я смело могу назвать «могучей кучкой» балетного искусства, и именно благодаря им ленинградский, а затем московский балет достигли таких вершин танцевального и артистического мастерства.

Разумеется, не каждый крупный артист может стать хорошим педагогом классического или характерного танца, не у всякого есть от природы необходимые для этого качества. Учитель должен обладать зорким взглядом, способностью подмечать малейшие погрешности в исполнении каждого из 12—15 учеников в своем классе, знать анатомию, уметь точно подсказать, какие мышцы надо ввести в работу в том или ином танцевальном движении. Музыкальность и художественный вкус педагога имеют очень большое значение в воспитании артиста балета. Всеми этими качествами учителя, с кем свела меня судьба, обладали в достаточной степени.