Случай в маленьком танцевальном зале

Опубликовано Фев 11, 2015 в Академия танца

Запомнился мне еще один эпизод. В том же, 1921 году, зимой, за мной прибежали товарищи: «Славка, тебя зовут». Я пошел за ними в маленький танцевальный зал, где около печки грелись старшие воспитанники. Лицо мое, видимо, выражало недоумение. «А ну-ка, малец, встань на середину.

Говорят, у тебя большой прыжок, прыгни», — сказал один из них. Я послушно вышел на середину и спросил, как мне прыгать. «Неужели сам не соображаешь? Сделай шанжман де пье или соте. Антраша катр умеешь?» Сказать по правде, в классе мы эти прыжки с заносками еще не проходили, по маленькие всегда подражали тому, что делали старшие, и в перерывах между уроками пробовали кто как умел делать новые движения. Особенно, конечно, увлекались прыжками.

Я прыгнул и остановился. «Давай еще, делай восемь раз подряд». Я стал прыгать как только мог выше, стараясь изо всех сил. «Молодец! Это здорово, когда у танцовщика настоящий прыжок. Можешь уходить». Я шаркнул ножкой, как полагалось, поклонился и с радостью выбежал из зала, не подозревая, конечно, что испытывал меня будущий коллега по профессии балетмейстера — Леонид Михаилович Лавровский, с которым судьба предназначала сотрудничать и в Большом театре, и в ГИТИСе, где он стал профессором, членом кафедры хореографии.

Летом 1924 года нас потрясло странное событие. Утонула Лидочка Иванова — необычайно одаренная танцовщица, недавно окончившая училище, погибла, не успев еще полностью раскрыть свое неповторимое дарование. Ее, пожалуй, ни с кем нельзя было сравнить: необычайная экспрессия, бурный темперамент, способность выражать как неукротимую жизнерадостность, так и глубокий трагизм. К тому же она обладала невероятно высоким и широким, почти мужским прыжком. Помню, как она танцевала в концертной программе «Грустный вальс» Сибелиуса.

В простом темно-коричневом хитоне она летала по сцепе, с огромной трагической силой воплощая содержание этого музыкального произведения. Теперь, с «легкой ноги» Н. М. Дудипской, впервые исполнившей па-де-ша в форме шпагата в балете «Лауренсия», танцовщицы у пас и за рубежом стремятся делать их так же. Превзошла всех в этом прыжке молоденькая Надя Павлова. Но тогда самыми широкими полетными движениями были большие жете па эффасе и круазе. И в этом прыжке, словно в исступлении, летала по сцене Лида Иванова, повисая в воздухе на шпагате.